Моторынок России. Статья из журнала “Эксперт”

Продажи мотоциклов в России переживают небывалый подъем: из дешевой альтернативы автомобилю они превращаются в атрибут особого стиля жизни, а также в удобный способ передвижения по городским пробкам

Всего в России в прошлом году было поставлено на учет 13 тыс. новых мотоциклов и российский рынок мототехники растет минимум на 20–30% в год

Всего в России в прошлом году было поставлено на учет 13 тыс. новых мотоциклов и российский рынок мототехники растет минимум на 20–30% в год
Фото предоставлено компанией BMW

В Советском Союзе было распространено мнение, что мотоцикл покупают те, кому не хватает денег на автомобиль. Действительно, до распада СССР, когда машина была недоступна широким массам, в стране существовала внушительная мотоциклетная промышленность. До середины 1980-х ежегодно выпускалось более полутора миллионов единиц мототехники. Мотозаводы работали по четкой производственной программе: Ирбитский под Екатеринбургом выпускал тяжелые мотоциклы («Урал» с объемом двигателя свыше 500 куб. см), Ижевский — средние («Иж-Планета», «Иж-Юпитер» и др. с моторами 350 куб. см), Ковровский под Владимиром — легкие (например, «Восход» — около 200 куб. см). Кроме того, на Украине производились мотоциклы «Днепр», в Белоруссии — «Минск»; мототехника также активно поставлялась из братских социалистических стран (чешская «Ява»). С распадом СССР рухнула и вся советская мотоциклетная промышленность. Тому были две ключевые причины. Во-первых, на рынок хлынул поток импортных мотоциклов. По качеству зарубежная мототехника превосходила советскую, а, в отличие от автомобильной промышленности, мер по защите отечественного рынка от импорта и поддержке отечественной мотоциклетной промышленности принято не было.

Вторая и главная причина развала производства мотоциклов в стране заключалась в том, что на них попросту пропал спрос. Ведь если в советские времена автомобиль был роскошью и весьма дорогим приобретением, то начиная с 1990-х он становился все более доступным. Поэтому мотоцикл как альтернативное транспортное средство постепенно стал терять популярность. Однако в последние годы в России спрос на мототехнику стал оживать.

Мотоцикл как стиль жизни
Мотоциклетный рынок новой России пока еще молод и плохо изучен маркетологами. Судить о его объеме можно по данным аналитического агентства «Автостат»: в 2012 году в России было поставлено на учет 13 тыс. новых мотоциклов.

Конечно, это ничтожно мало по сравнению, например, с той же Италией, где ежегодный моторынок исчисляется сотнями тысяч единиц байков. Но динамика все же вдохновляет: еще в начале 2000-х продажи мотоциклов в России были как минимум вдвое меньше, а сейчас растут на 20–30% в год.

«Из общего числа новых мотоциклов серьезных, так называемых тяжелых байков с объемом двигателя от 500 кубических сантиметров, продается порядка пяти тысяч в год, — констатирует Владимир Чайковский, глава мотоциклетного подразделения BMW (BMW Motorrad) в России. — Продажи подержанных мотоциклов в этом сегменте мы оцениваем в 20–25 тысяч в год. Мы считаем, что в ближайшее время объемы продаж подержанных мотоциклов будут постепенно сокращаться и скоро сравняются с продажами новых байков».

Взлет продаж мототехники в России объясняется изменившимся отношением к ней потребителей. «Сегодня мотоцикл не столько средство передвижения, сколько вопрос увлечения, статуса или престижа», — говорит Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «Автостат».

Действительно, сейчас покупатель мотоцикла уже, как правило, имеет автомобиль. Мотоцикл для него скорее средство проведения досуга, способ получить дополнительное удовольствие от передвижения не в замкнутом пространстве автомобиля, а верхом на рычащем и сверкающем металлическими деталями байке.

Универсальные мотоциклы класса «эндуро» любят за то, что они идеально подходят для разносторонних путешествий (на фото: одна из «горячих» новинок этого сегмента — BMW R 1200 GS)

Впрочем, в Москве и в других крупных российских городах актуальность мотоцикла как средства передвижения растет в связи с увеличивающейся плотностью дорожного трафика. Многие понимают, что при километровых пробках и проблемах с парковкой передвигаться на мотоцикле по городу быстрее и удобнее.

Конечно, существенный сдерживающим фактор — климат. По сути, активно пользоваться мототехникой у нас можно лишь пять месяцев в году, с мая по сентябрь. И это без учета дождливой погоды, когда передвигаться по дороге без крыши над головой становится, мягко говоря, некомфортно.

Многие жалуются и на низкую культуру вождения на российских дорогах. Отсутствие вежливости и предупредительности со стороны других водителей очень важно для мотоциклиста — это серьезно снижает безопасность его передвижения.

И тем не менее число решивших приобрести мотоцикл растет. «В России все больше людей понимают, что мотоцикл — это не просто альтернатива автомобилю, например в пробках, — говорит Владимир Бурцев, инструктор по мотовождению BMW Motorrad. — Взять хотя бы путешествия. Одно дело ты сидишь в железной коробке и передвигаешься из пункта А в пункт Б. И совсем другое, когда ты в процессе езды вдыхаешь полной грудью запахи и воздух где-нибудь в горах или у моря. К тому же на мотоцикле можно посмотреть гораздо больше труднодоступных мест, чем на автомобиле. Поэтому в России появляется все больше мотоклубов, где люди заводят новых друзей, путешествуют, да и просто проводят вместе время на мотоциклах».

Байки на все случаи
Примерно две трети российского моторынка — это так называемые легкие мотоциклы (объем двигателя от 50 до 200 куб. см). В этом сегменте в последние годы лидирующие позиции прочно заняли китайцы. Китайские производители (Lifan, Zongshen, Qinqqi и др.) научились делать сносные по качеству, а главное, дешевые (50–100 тыс. руб.), легкие байки.

Ну а в сегменте серьезных байков (объем двигателя от 500 куб. см, цена от 300 тыс. рублей) доминируют признанные мировые бренды. Наибольшим спросом пользуются «японцы» — Yamaha, Honda, Suzuki, Kawasaki. Из европейских брендов сильные позиции на российском рынке у немецкой BMW. Неплохо продвигает свою продукцию и легендарная американская марка Harley-Davidson.

Спортбайки — страсть многих покупателей мотоциклов в России, правда, у нас сложно найти подходящие для них дороги (на фото: новый спортбайк Yamaha YZF-R1) 079_expert_28_1.jpg Фото предоставлено компанией Yamaha

Спортбайки — страсть многих покупателей мотоциклов в России, правда, у нас сложно найти подходящие для них дороги (на фото: новый спортбайк Yamaha YZF-R1)
Фото предоставлено компанией Yamaha

Все упомянутые бренды заявляют, что сейчас их продажи в России стремительно растут. Представители BMW, например, констатируют, что в прошлом году их продажи выросли почти в полтора раза: с 915 единиц в 2011-м до 1375 единиц в 2012-м.

Представители Harley-Davidson говорят, что по итогам прошлого года их продажи увеличились на 60%. Американцы не раскрывают абсолютное число продаж мотоциклов в России, но, по данным «Эксперта», сейчас они приближаются к 1 тыс. единиц в год. «Мы делаем серьезную ставку на Россию. По нашим оценкам, российский рынок тяжелых мотоциклов с объемом двигателя 651 кубосантиметр и выше в прошлом году вырос более чем на 40 процентов, — говорит Антон Прохоров, глава марки Harley-Davidson в России и СНГ. — Наши клиенты начали смотреть на жизнь несколько шире, они готовы приобретать вещи, не являющиеся предметами первой необходимости, для того чтобы обозначить свою жизненную позицию или подчеркнуть статус. Кто-то просто реализует мечту детства или юности. Ведь байк дарит непередаваемое ощущение свободы. Это своеобразный способ “убежать из офиса”, отдохнуть, почувствовать себя другим человеком».

Мотоциклами класса «гранд-турер» славится Harley-Davidson (на фото: обновленная модель Ultra Classic Electra Glide), правда, в России они стоят больше миллиона рублей 080_expert_28_3.jpg Фото предоставлено компанией Harley-Davidson

Мотоциклами класса «гранд-турер» славится Harley-Davidson (на фото: обновленная модель Ultra Classic Electra Glide), правда, в России они стоят больше миллиона рублей
Фото предоставлено компанией Harley-Davidson

Стоить отметить, что парк мотоциклов в России становится не только более многочисленным, но и разнообразным. Участники рынка делят мотоциклы на несколько ключевых категорий. Любители скорости охотно приобретают спортбайки. Последние модели спортивных мотоциклов обладают динамикой, которой нет даже у элитных гоночных автомобилей: например, последняя обновленная модель Yamaha YZF-R1 (стоимость в России — 720 тыс. рублей) при весе 200 кг имеет мощность мотора 180 л. с. и способна разгоняться до 100 км/ч за 3,2 с, а максимальная скорость такой «ракеты» — 350 км/ч.

Другой набирающий популярность тип мотоциклов — байки, которые могут одновременно успешно ездить по ровной трассе и штурмовать внедорожные участки. Мотоциклы класса «эндуро» сконструированы из прочных стальных труб, их ключевые узлы и агрегаты защищены специальными приспособлениями — такой технике не страшны сотрясения и удары. Этой весной на главной российской мотовыставке «Мото Парк» состоялась российская премьера эндуро от BMW — BMW R 1200 GS (цена в России — 685 тыс. рублей). Производитель (в частности, с помощью более жесткой рамы) постарался еще больше приспособить эту модель для путешествий и по ровному американскому хайвею, и по пескам африканской пустыни.

Еще один вид мотоциклов, пользующийся растущим вниманием в России, — класс «гранд-турер», модели, предназначенные для дальних комфортных путешествий по хорошим дорогам. Эти лимузины мотоциклетного мира всегда будут в центре внимания хотя бы из-за внушительных размеров — до трех метров в длину — и веса до 500 кг. Лидер этого сегмента Harley-Davidson в этом году представляет обновленную модель Ultra Classic Electra Glide (цена в России от 1,3 млн рублей) с множеством приспособлений для дальних путешествий, от удобного круиз-контроля и вместительного багажного отделения до встроенной музыки и ручек с подогревом.

Сделано в России
А что же российские производители? К сожалению, от былой советской мотоциклетной промышленности сегодня осталось лишь одно предприятие — Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) в Свердловской области, который продолжает выпускать мотоциклы «Урал».

По словам директора ИМЗ Ильи Хаита (см. «Джип среди мотоциклов», «Эксперт Урал» № 19 за 2013 год), сейчас завод производит порядка 1,5 тыс. мотоциклов в год. При этом ежегодный прирост объемов производства последние три года составляет 30%, и к 2020 году ИМЗ рассчитывает производить порядка 10 тыс. мотоциклов.

Парадоксально, но факт: теперь мотоциклы «Урал» в России почти не продаются. Продукция ИМЗ ориентирована прежде всего на экспорт, а в России в прошлом году продажи составили менее 50 единиц. Дело в том, что цены на нынешние «Уралы» кусаются — в России они начинаются с 300 тыс. рублей, и выложить такую сумму за отечественный мотоцикл, пусть и легендарной марки, желающих не много.

Из российских мотобрендов остался только «Урал», который производит уникальные для всего мира байки с приводом на колесо коляски 080_expert_28_1.jpg Фото предоставлено компанией ИМЗ

Из российских мотобрендов остался только «Урал», который производит уникальные для всего мира байки с приводом на колесо коляски
Фото предоставлено компанией ИМЗ

Однако за рубежом «Урал» пользуется спросом. В США насчитывается 72 дилера этой российской марки, в Европе — более 60, в Канаде — 12, в Австралии — 8. «Секрет популярности мотоцикла “Урал” за рубежом в том, что производитель с его моделями в стиле ретро удачно нащупал уникальную нишу, — объясняет Никита Шашков, директор по развитию компании “Русские мотоциклы”, официального дистрибутора “Уралов”. — Основная доля продаж “Урала” за границей — тяжелые мотоциклы с коляской, причем с приводом на колесо коляски. Такой тип мотоциклов никто в мире почти не производит. “Урал” — единственный в своем роде проходимый мотоцикл с коляской, который охотно используют для экстремальных путешествий по бездорожью. Можно сказать, что в США “Урал” успешно конкурирует с Harley-Davidson. И это при том, что разница в цене не слишком большая: средний Harley стоит порядка 20 тысяч долларов, а “Урал” — порядка 14 тысяч».

Впрочем, чисто российским мотоцикл «Урал» уже не назовешь. По словам представителей Ирбитского мотоциклетного завода, компоненты для мотоцикла сейчас в России практически не производят, и приходится все шире использовать детали от известных зарубежных производителей. В современном «Урале» много зарубежных комплектующих — элементы двигателя, зажигания, электрика и проч.

Другие отечественные мотопроизводители не сумели сохранить свои бренды. Как сообщили «Эксперту» на заводе «Ижмаш», в России полностью прекращено производство мотоциклов «Иж» и ближайших планов его возрождению нет.

Ушла в историю и известная советская мотоциклетная марка «Восход»: производивший в свое время эти мотоциклы Завод имени Дегтярева (ЗиД, город Ковров Владимирской области) под этим брендом их уже не выпускает. Теперь завод делает ставку на сборку мотоциклов из китайских комплектующих, впрочем, с элементами российской локализации.

«Российская мотоциклетная промышленность умерла, у нас нет больше ни отечественных двигателей, ни других ключевых элементов конструкции. Нам выгоднее ввозить комплектующие из-за рубежа, прежде всего из Китая, — констатирует Виктор Журавлев, начальник управления маркетинга и продаж ЗиДа. — Однако нельзя сказать, что мы выпускаем китайские мотоциклы. Наша продукция создана на российском железе: мы устанавливаем свою раму и в процессе сборки применяем российские ноу-хау. Наше конкурентное преимущество в том, что мы обладаем компетенциями в области производства мотоциклов и можем квалифицированно их собрать, провести испытания, подобрать хороших поставщиков из Китая, чтобы мотоцикл был действительно надежным и безопасным». Такая стратегия, похоже, успешно работает: спрос на собираемые в Коврове мотоциклы стремительно растет. Представители ЗиДа заявляют, что если в 2011 году они выпустили 500 мотоциклов, то в 2012-м — уже в три раза больше, 1,5 тыс. единиц. А в нынешнем году планируется выпустить уже 3 тыс. мотоциклов.

Потенциальный успех бизнеса по производству мотоциклов в России из китайских комплектующих с недавних пор почувствовали и другие компании. Правда, они уже не имеют отношения к бывшей советской мотоциклетной промышленности. В частности, в Калининграде такую сборку под своим брендом осуществляет компания «Балтмоторз».

Другой заметный и активно развивающийся игрок — российская компания Stels, которая в свое время начинала с отверточной сборки велосипедов под собственным брендом. Сейчас Stels имеет два сборочных завода по выпуску мотоциклов — в Брянской области и в Краснодарском крае. По словам представителей компании, ежегодный объем выпуска мотоциклов из китайских и итальянских комплектующих составляет 2–3 тыс. единиц. При этом Stels планирует кардинально расширить производство. «В 2013 году мы планируем увеличить объем выпуска мотоциклов примерно в восемь раз, — заявила “Эксперту” Екатерина Витошкина, руководитель отдела маркетинга и рекламы Stels. — Еще в начале нынешнего сезона все наши запасы были распроданы. Сейчас мы наблюдаем настоящий бум спроса на мотоциклы и считаем, что российский мотоциклетный рынок будет стремительно развиваться».
(с) http://expert.ru/magazine_auto/2013/05/motorenessans/?n=66995

{lang: 'ru'}
Расскажите другим:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • LinkedIn

Один комментарий

  • Автор забыл упомянуть мокик ЗиД-50-01 Пилот, конструкция которого, кроме замены двухтактного двигателя на “кабовский”, не менялась с советских времен. А так, нишу малокубатурной техники заняли китайцы.

Добавить комментарий