Российские нефтяные компании начали постепенно поднимать цены на бензин

Российские нефтяные компании начали постепенно поднимать цены на бензин и дизтопливо. Причины называют те же, что и каждый год – сезонный фактор, плановые ремонты НПЗ, ситуация на мировых рынках. Впрочем, ФАС предупреждает, что не допустит необоснованного скачка цен.

С 21 сентября на Московском НПЗ начнутся планово-ремонтные работы отдельных технологических установок, которые продлятся до 19 ноября. Как отмечается в пресс-релизе «Газпром нефти», во время проведения ремонтов завод не будет прекращать работу — производство нефтепродуктов не остановится.

«Проведение ремонтных работ на заводе продиктовано необходимостью поддержания технологических установок завода в рабочем состоянии с целью обеспечения надежной эксплуатации оборудования, а также обязательствами компании по реконструкции и модернизации перерабатывающих производств», — говорится в сообщении. Планово-ремонтные работы на МНПЗ проводятся «Газпром нефтью» по предварительному согласованию с регуляторами рынка и в соответствии с установленным графиком. Компания прилагает усилия для увеличения межремонтного периода c 2-х до 4-х лет.

«В настоящее время “Газпром нефть” формирует резервные запасы нефтепродуктов для обеспечения потребностей рынка Московского региона в период проведения ремонтных работ», — отмечается в пресс-релизе.

Тем не менее, рост цен на моторное топливо уже стартовал. Первым на повышение пошел «ЛУКойл», который поднял стоимость топлива на своих АЗС. В частности, в Москве бензин Аи-92 подорожал на 25 копеек — до 27,72 рубля за литр, Аи-95 (Евро) — на 50 копеек, до 30,47 рубля за литр, бензин Экто Plus — также на 50 копеек, до 31,47 рубля за литр. Дизтопливо «Экто» подорожало на 35 копеек — до 30,47 рубля за литр. В Московской области бензин Аи-92 подорожал на 25 копеек — до 27,37 рубля за литр, Аи-95 (Евро) — на 40 копеек, до 29,57 рубля за литр, бензин Экто Plus — также на 40 копеек, до 30,57 рубля за литр. Дизтопливо «Экто» подорожало на 35 копеек — до 29,42 рубля за литр.

Аналитики не сомневаются, что примеру «ЛУКойла» последуют и другие российские ВИНК. Правда, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин заявил, что его ведомство не допустит необоснованного роста цен на горючее, хотя в настоящее время для повышения действительно есть экономические предпосылки.

Повышение цен на бензин было ожидаемо: оптовые цены на топливо растут, а розничные цены на бензин в первой половине года испытывали административное давление, отмечают аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг и Юлия Войтович. «Напомним, что в январе этого года государство потребовало от нефтяников не повышать розничные цены на бензин до выборов. В то же время с 1 января и 1 июля повышались акцизы на бензин, что непосредственно влияет на рост цен на топливо. Так с 1 января выросли акцизы на все виды топлива в общем на 29-32%, а с 1 июля 2012 года были повышены ставки акцизов на бензин класса Евро-3 и Евро-2, соответственно на 6,7% и 6,2%, — говорят они. — Сейчас повышение цен на бензин обусловлено также рыночной конъюнктурой. Осенью топливо традиционно дорожает, плюс сезонный рост потребления совпадает с ростом цен на нефть на международных рынках».

Повышение розничных цен на бензин, по мнению аналитиков, позитивно для нефтяных компаний. Учитывая прогнозируемый рост цен на нефть в третьем квартале и снижение тарифов, рост цен на топливо поможет нефтяным компаниям нарастить маржу переработки.

Цены на бензин в России определяются соотношением спроса и предложения, и пока предложение проигрывает спросу, отмечает Директор филиала «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов. «Сезонные факторы, к которым мы привыкли, конечно, оказывают воздействие, но по сравнению с колебаниями мировых цен на нефть эти факторы малозначимы. А цены на нефть в мире стоят месте, так что выходит, что сейчас это вовсе не основной фактор повышения цен, — рассуждает он. — Скорее всего, основная причина роста цен на нефтепродукты — повышение акцизных ставок с 1 июля 2012 года».

Но скачок цен, по мнению аналитика, не должен быть резким — постепенно эффект от повышения акцизов пройдет, к тому же и напряженная обстановка мирового кризиса  послужит сдерживающим фактором цен на нефть. «Оптовая цена будет расти активно, в отличие от розничной, но и там послаблений ждать не стоит. По прогнозам, этой  осенью цены на бензин прибавят не более 10%, —полагает он. — Еще одним фактором могут быть плановые ремонты на ряде НПЗ, что тоже подстегивает цены на топливо. Однако после завершения модернизации нефтеперерабатывающих заводов предложение на рынке бензина в России должно превысить спрос  примерно на 50%, что, кстати, одно из условий снижения розничных цен».

Все уже привыкли, что весной и осенью происходит рост цен, отмечает начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «Так происходит давно, и весь вопрос в том, насколько велик будет скачок в сезон? Если сейчас стоимость подняли даже до начала активной фазы, то можно думать, что цены будут расти и в сам сезон, — полагает он. — Сами ВИНК оправдывают свои действия тем, что цены «стояли» все лето и априори должны расти. Хотя цены на нефть такими темпами сейчас не растут. Спрос с началом активного сезона (как у сельхозсектора, так и у частных владельцев, которые закончат отпускной сезон и начнут новый деловой период) будет повышенным в сравнении с летом. С одной стороны, это можно отнести к экономическим факторам, обуславливающим рост цен. С другой, у нас нет практики падения цен на бензин вообще — вне зависимости от потребительского спроса и ситуации на рынке нефти (как бы там цены ни падали). И экономически обосновывать одни факторы роста и пренебрегать другими — не вполне корректно».

Поэтому, по мнению аналитика, в данном случае можно ожидать чувствительного роста цен, но и он должен быть обоснован. «Можно на теоретическом уровне объяснить чиновникам причины удорожания, но простому народу это сделать не так просто. Уж очень многие не видят причин для повышения цен, — считает он. — По всей видимости, ФАС будет стараться сдерживать дальнейший рост. Правда, не совсем понятно, какими способами».

«Во всем мире существует сезонный фактор, и его значение преувеличить трудно. На наш взгляд, никакого сговора здесь нет, он действительно сильно влияет на цену, — уверяет директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто. — Пока идет смена времен года со значительным изменением температуры — от сезонного фактора не уйти. Пока в цену топлива включены акцизы, рост будет продолжаться. Цены на топливо у нас формируются по тем же принципам, что и в Европе. А это значит, что и цены у нас сравняются с европейскими. Цена на бензин в Европе в районе 1,5 евро, что на наши деньги 60 рублей, в зависимости от курса. Поэтому мы ждем роста цен на бензин к этому уровню. По осени скачок в 10% уже ожидаем. Далее плавный рост еще на 8%, потом заморозка цен до следующей осени».

«Я полагаю, что сезонный фактор не имеет существенного влияния, — возражает аналитик ИФК “Солид” Дмитрий Лукашов. —Нефтяные компании активно экспортируют нефтепродукты, то есть нехватки топлива на внутреннем рынке быть не может. “ЛУКойл”, например, в I квартале этого года в России реализовал нефтепродуктов на 3,6 млрд долларов, а экспортировал — почти на 22 млрд долларов».

Рост внутренних цен на бензин, по словам аналитика, имеет простое объяснение. «Во-первых, растут постоянные издержки производителей: транспорт, электроэнергия, расходы на оплату труда. Во-вторых, государство планомерно увеличивает акцизы на бензин. Такая политика содержится в Налоговом кодексе. Она призвана способствовать наполнению бюджета, — рассуждает он. — Я полагаю, что вряд ли российские цены на бензин превысят европейский уровень в пересчете на рубли 65 руб. за литр Аи-95 даже в долгосрочной перспективе. Однако они вполне могут подняться до 30 рублей и даже слегка превысить его. Следует отметить, что в США литр Аи-95 по-нашему стоит 31,5 рубля. Думаю, этот уровень может стать некой психологической отметкой, к которой будут стремиться цены и в нашей стране. Однако, скорее всего, это произойдет уже в следующем году».

На стоимость топлива влияет комплекс факторов, и власти предпринимают усилия для нормализации ситуации на топливном рынке, отмечает управляющий активами УК «Финам Менеджмент» Роман Беседовский. «С другой стороны, производственные мощности действующих НПЗ пока действительно не в состоянии полностью удовлетворить активно растущие потребности автопарка, особенно в весенне-летний сезон, что провоцирует увеличение цен на АЗС, — рассуждает он. — Некоторые розничные сети АЗС уже заявили о повышении цен, не дожидаясь наступления осени. Это можно связывать, прежде всего, с недавним повышением ставки акцизов на топливо. По нашим оценкам, средняя стоимость топлива может вырасти до конца года на 8-10%, если не произойдет каких-либо серьезных изменений в экономической конъюнктуре».

По мнению аналитика, на данном этапе нет оснований ждать резких скачков на топливном рынке. «Напротив, сезонное сокращение спроса на моторное топливо может выступить сдерживающим фактором, — утверждает он. — По нашим прогнозам, стоимость барреля нефти марки Brent на конец 2012 года может достичь отметки в 125 долларов, что предполагает потенциал роста относительно текущего уровня цен примерно на 10%. Увеличение стоимости сырья на внутреннем рынке приведет к росту себестоимости производства нефтепродуктов и, как следствие, оптовых и розничных цен. В то же время, розничная стоимость топлива не полностью коррелирует с динамикой нефтяных цен, т.к. на ценообразование влияет и ряд других факторов».

(с) http://expert.ru/2012/08/22/okonchanie-tsenovogo-shtilya/

{lang: 'ru'}
Расскажите другим:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • LinkedIn

Добавить комментарий