Летнее оцепенение. О звездах и цепях.

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. К сожалению, те, кто в начале сезона не вспомнил о звёздочках и цепях на свой байк, летом сломя голову часто ставит что ни попадя – лишь бы ездить. Заказывать из Финляндии – неделя, из Германии – две.

Совет первый: Меняйте звёзды и цепи зимой, чтобы весной кататься без проблем. В эту раннюю весну уже в марте скупили весь запас налички.

Сегодня мы знаем, что цепь и звёзды – это расходный материал и срок их службы зависит от качества производства, правильности обслуживания и установки, а также от грамотного выбора цепи по производителям и мощностным показателям.

Лично я цепи и звезды не выбрасываю – они становятся моими «музейными» экспонатами. Дешёвые цепи, сделанные где-нибудь в Малайзии – очень интересно растягиваются частями: одна половина цепи висит, другая натянута, как струна. Две-три тысячи километров – и цепь в коллекции.

Если почувствовали, что с мотоциклом что-то не то – проверить можно очень просто – вывешиваем заднее колесо и вращаем его. Если это проблема цепи, то во время движения будут видны ее провисающие участки. На рынке города присутствуют разные цепи и звезды, среди них Regina, DID, DC dyna chains и Afam. Могу отметить, что при невысокой стоимости последних, у меня не было ни одного возврата.

Цепи

Итак, разберёмся с цепями. Цепей сегодня выпускается большой ассортимент: от мини-байка до цепей на заказ для спецтехники. Основная часть мотоцепей – это высокотехнологичный и сложный элемент мотоцикла. Склёпаны они вместе с резиновыми уплотнителями – для лучшего удержания смазки. Уплотнители бывают круглые (O-ring) и иксообразные (QX-ring) и Z-образные. Но есть цепи и без уплотнителей – для некоторых моделей мотоциклов. Цепи без уплотнителей ставят также на все мотоциклы, участвующие в серьезных соревнованиях, особенно – шоссейно-кольцевых, так как уплотнители снимают с колеса до 3 лошадиных сил.

Наиболее часто используются цепи с размером звена 520, 525, 530. Помимо O-ring и QX-ring, они делятся на категории steel и gold – ценообразование зависит от каждого показателя. Самое дешёвое сочетание – без уплотнителей, потом идет O-ring и steel, самое дорогое – QX-ring и gold.

Расшифровка наименований цепей по каталогу DC dyna chains и Afam

Возьмем к примеру наименование DС530MZX-G

DC-это dyna chains

530 – ширина звена цепи. Чем выше номер (520, 525, 530) – тем объемней цепь.

MZX – символ высокого качества 4710 + QX-ring

G – «золотое» напыление на боковинках

В наименовании DС530MZО-G MZO – это допустимая нагрузка 4410 da N. В зависимости от степени нагрузки меняются и буквы. MXO-нагрузка 4310 QX-ring da N, MTX-нагрузка 3850 QX-ring da N.

В наименовании DС530HR буквы HR указывают, что эта цепь без резиновых уплотнителей

Совет второй: выбор цепи.

На каждый мотоцикл идет своя длина цепи. В зависимости от размера звездочек, количества звеньев и расстояния от ведущей звезды до ведомой. Цена зависит от длины цепи и кубатуры мотоцикла (чем ниже кубатура двигателя, тем меньше ширина звена цепи), но выбирать надо всё равно по каталогам производителя – кроме цепей на 400-кубовые мотоциклы: на них часто встречается противоречивая информация.

На 400-кубовый мотоцикл я рекомендую выбирать цепь следующим образом: сперва пересчитываем звенья старой цепи, а затем заказываем новую. Считать нужно каждую «косточку» цепи.

Звёзды менять лучше всего комплектом. Если проблемы с деньгами или запчастями, то ведущую звезду (маленькую) и цепь меняем обязательно. Большая (ведомая) звезда живёт чуть подольше. Этот вопрос, конечно, спорный – все зависит от условий эксплуатации. Но я чаще встречался с изношенностью маленьких звезд. На больших кубатурах я предложил бы поменять демпферную резину (располагается между звездочкой и колесом) – она стоит недорого, а «жизнь» цепи продлевает хорошо.

Совет третий: смазка цепи.

1. при сборке цепи учтите, что к замку прилагается смазка. Обязательно ей воспользуйтесь и смажьте замок перед сборкой. Затем смазывайте цепь каждые 500 километров в сухую погоду и после каждого дождя – или будете каждый сезон тратить 3-5 т.р. на новый комплект звездочек и цепей.
2. Смазкой можно пользоваться любой – это не двигатель, благо в любом мотомагазине она есть (150-500 р). В условиях больших пробегов (при отсутствии специализированных магазинов) цепь можно смазывать солидолом, моторным маслом, жидким ключом, трансмиссионкой и т.д. Только берегите экипировку от масла: как вариант – дайте лишнему маслу стечь, и только потом начинайте движение.

Совет четвертый: замена цепи

Замена цепи в мастерских города стоит от 1 до 6 т.р. Если вы решили сами поменять цепь, то берегите себя. Технику безопасности еще никто не отменял.

Идеальные условия: мото ставится на подставки, цепь расклёпывается спец. приспособлением, меняются звезды, ставится другая цепь и заклепывается при помощи специального клепочного станочка – в теории все просто.

Операция простая, но очень ответственная: при сборке цепи колесо должно быть ровным. Если возникнет перекос – звезда будет крутиться неравномерно, а неправильное натяжение после сборки «убьёт» цепь, а также задние и передние подшипники звезд.

Безопасность после сборки:

Цепь должна чуть-чуть провисать при полной нагрузке, оставляя зазор для ям и ухабов. Всегда следите за цепью и за замком; регулярно подтягивайте цепь в первую 1000 км.

Замки цепи

Думаю, не надо объяснять, что замки нужны для соединения звеньев порванной или только что купленной цепи. Их существует 3 вида.

1. CL/CLT spryng type. Этот замок хорош для малокубатурной мототехники, а также в полевых условиях – для быстрой сборки цепи или ее ремонта. Такой замок хорошо иметь с собой в путешествии.

2. PLS Soft Rivet Link – средней степени надёжности, прост в установке: требуется молоток и керн. В полевых условиях достаточно удара молотком. Пользуется популярностью у любителей «Сделай сам».

3. Замок PL Rivet Link – самый надёжный. Он ставится в мотомастерских при помощи специального клёпочного станочка – мастером с опытом.

Звёзды

Звёзды бывают алюминиевые и стальные. Для постоянной езды по городу алюминиевые ни к чему, но если вы занимаетесь спортом, то тут без них никак: они в несколько раз легче и прочнее за счёт спецнапыления, а также керамо-кремниевых присадок в металле.

Звёзды часто продают в наборах с цепью. Я ставлю своим клиентам набор звезд AFAM. Дешево и надежно.

Но если вы хотите увеличить передаточные числа, то это возможно – ставим переднюю звезду на 15 (количество зубьев), заднюю – на 48, и у вас появляется тяга, но уменьшается скорость. Если на передней 17, а на задней 38, то появилась скорость, и уменьшилась тяга. С карданом так не получится, кардан – на всю жизнь. Многие расстраиваются, что мото, которые им нравятся, без кардана. Не переживайте – всё ваши «попадания» на цепи и звёзды – это ничто по сравнению с ремонтом карданной передачи.

И в заключение приведу несколько примеров неправильно подобранных к мощности мотоцикла цепи и звёзд.

Один мой клиент купил Suzuki GSX-750R 96 г из Канады, там стоял новая цепь 520 и звезда к ней – все в комплекте. Проверять он ничего не стал, и в итоге в поездке, на обратном пути из Крыма – в Чернигове, от звёзд не осталось ничего, потому как по каталогу в стоке там должны были стоять 530 цепь и соответствующая звезда.

И случай второй. В целях экономии некоторые клиенты ставят 530 цепь и звезды к ней на 400-ку. Цель – экономия, так как они считают, что этого комплекта хватит на 5 лет. Без комментариев.

Текст: Алексеич (МОТО-М)
Данная статья была напечатана в мотожурнале “Мотомания

{lang: 'ru'}
Расскажите другим:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • LinkedIn

Добавить комментарий