Основы безопасного движения на мотоцикле.

Сезон не за горами, и многие, как только просохнет асфальт ( гораздо раньше официального открытия сезона), уже выкатят своих застоявшихся за зиму “коней” на первые в этом году “покатушки”. Для того чтобы они не стали последними, предлагаем как новичкам, так и мотоциклистам со стажем вспомнить азы безопасного передвижения на дорогах. Уверены – это не будет лишним. Не будьте самоуверенны. Будьте внимательны, осторожны, старайтесь предугадать ситуацию. При экстренной ситуации, когда водитель автомобиля стоит перед делемой – врезаться в мото или “КАМаз”, в 99% он выберет вас, поскольку инстинкт его самосохранения работает не в вашу пользу. Большинство водителей-автомобилистов не считают мотоциклы и скутеры транспортным средством и при езде не прогнозируют их быстрого появления в зоне своих действий. Поэтому при езде в левом ряду с разделительной полосой они делают поворот налево, не задумываясь и не глядя в левое зеркало, внимание автомобилиста направлено только перед собой, отслеживая встречный автомобиль – учитывайте это.

Животные на дорогах. Собаки – их много в городах, поселках. Они, так же как и мы, любят мотоциклы, особенно любимая их забава – попадать под переднее колесо (результаты печальны для обеих сторон) Как-то раз, году в 1978, мы с приятелем решили прокатиться на “Яве”. Выезжая из гаража, мы встретили одну собачонку. Следы последствий от её нападения на мотоцикл до сих пор остались на моем теле, собачке в тот раз повезло.

На трассах опасны мелкие грызуны, ежики и прочее. На большой скорости встреча с ними может закончится плачевно. Знакомые ребята, возвращаясь из Питера в Воронеж, наехали на кусок чернозема, который оставил деревенский трактор посреди дороги. Им повезло – на обочине был тот же чернозем – мокрый и мягкий.

Незнакомые дороги. Дорога – это вообще загадка российской действительности: она может внезапно закончится или траншеей, или жутким грунтом, или стоящим посреди дороги трактором без отражателей и т.п.

Что делать:

1.) Сбавить скорость и быть начеку. Если с вами пассажир, начеку надо быть вдвойне (вы несете не только моральную, но и уголовную ответственность за пассажира).

2.) Любителям экстрима (не профессионалам, а именно любителям), я бы посоветовал “козлить”, делать “стоппи” и укладывать байки, как в МОТО GP, только на специальных, подготовленных трассах и площадках. Два часа активной езды на треке в неделю, и после этого спокойная езда по городу и легкий слалом на минимальных скоростях сохранят вам жизнь, здоровье, деньги и хорошее настроение.

Мы с друзьями купили кроссовые мотто, два раза в неделю по часу отрываемся, выпускаем пар: делаем, что угодно на кроссовой трассе, – и в остальное время нас уже не тянет на подвиг. Советую попробовать (старенький кроссач стоит от 500$).

Существует неприятная часть дорог – с большой трещиной вдоль дорожного полотна. Если два колеса попали в эту трещину, то, чтобы удержаться в седле, нужен большой опыт. Так же опасны рельсы и зазоры между асфальтом и рельсами – такой же эффект. Не попадайте в эти асфальтовые ловушки. Мелкие камни и песок на повороте не прибавят вам радости. К этим городским ловушкам относятся и разлитый бетон, битум и лужи. Всем, конечно, понятно, что наезд на вышеперечисленное может повлечь печальный исход.

Трасса. Езда по трассе хотя и более быстрая, но менее опасная. Бытует мнение, что на большой скорости водитель автомашины ведет себя более сдержанно: я с этим согласен, но в остальном все так же, как и в городе. Некоторые дальнобойщики скуповаты на крепеж. Иногда из “фур” на скорости вылетают банки, кронштейны и т.п. Однажды под Выборгом из-под колёс встречной фуры вылетел булыжник и попал мне в ногу. На секунду я потерял сознание от боли. Этой секунды было достаточно для аварии, как остался жив – не знаю.

Экипировка – это здоровье и жизнь. Не ездите в плохой экиперовки и защите. Когда Влад “Стелс”, стоящего мирно на светофоре, сбила “Ауди-80” (после чего он оказался лежащим под её днищем), спас его не только шлем, но и вся защита в целом.

Хорошая защита стоит дорого, но жизнь дороже. Моего сына на Bros’e, сбила “шестерка” (ситуация – разворот автомобиля через двойную сплошную, плюс не посмотрел в зеркало, плюс без поворотника). Из защиты у него было все достойное, кроме перчаток. ( Перчатки были простенькие: одна кожа, мягкие вставки поролона и никакого карбона.)

Исход: 4 перелома пястных костей и мизинца правой руки, 4 спицы сняли только через 2 месяца, полноценно рука стала функционировать месяцев через 6 ( и то нагрузки запрещены).

Мистика
В мою мотомастерскую часто обращаются с просьбой эвакуировать мотоцикл с места ДТП, поэтому расскажу только выводы:

1.) Во время аварии все замедляется ( это было и со мной ) ты все понимаешь, успеваешь даже подумать, куда упасть, как сгруппироваться и самое главное – почему-то нет никакой паники и позже все хорошо помнишь (такое не забудешь).

2.) Бывает предчувствие за несколько секунд до аварии: думаешь – повернет, точно поворачивает и вот… оно уже случилось.

3.) За сутки или с утра отчего-то не очень хочется садиться за руль байка.

Совет:

1.) Попробуйте почувствовать! Если есть хоть какое-то плохое предчувствие и если есть возможность – не выезжайте в этот день, сделайте передышку.

2.) Перед выездом обойдите вокруг мотоцикла: не поленитесь – посмотрите, все ли болты на месте и т.п.

Мотоцикл – это одушевленный предмет, у него есть душа, поэтому почаще мойте его, натирайте, что-то подкручивайте, ухаживайте за ним – и он вас не подведет. Бывает так – ты ездишь, ездишь – все в порядке, никаких проблем. Продал. Человек, купивший ваш байк, говорит – постоянные с ним проблемы, вроде работает, но капризничает. А бывает наоборот – у вас мотоцикл был год, и вы с ним мучились. Продали – человек ездит 2 года, и никаких проблем. Мистика!.

3.) Говорят, что все неприятности, в том числе и ДТП – от наших грехов, которые мы сотворили давно или недавно. Живите правильно, и всё будет хорошо.

4.) Не ездите на ворованных или со смертельной аурой мотоциклах. Это очень опасно, я бы рассказал много историй, но, боюсь – мне не поверят или посчитают ненормальным, так что просто поверьте на слово и не экспериментируйте, лучше уж ездить на “ведре”, но на своем.

Опыт и метод дедукции. Первые 2-3 года езда с опаской – это совет для дружащих со своей головой. В плотном потоке контролируйте ситуацию вокруг байка: оценивайте ближайшие автомобили. С опытом появится интуиция. Как она проявляется: впереди машина включила левый поворот, голова водителя смотрит вправо ( или колеса повернуты вправо ), и вы понимаете, что он повернет направо (но поворотник-то моргает левый!!!) Вы оттормаживаетесь… точно, он едет вправо. Если водитель вдруг закрутил головой, значит, не определился, растерялся – будьте бдительны!

Свет солнца в нашем городе особо долго стоит на линии горизонта, а значит, слепит. Если солнце вам в спину, то встречному в глаза – остерегайтесь его, он может вас не видеть.

Через 3-4 года без аварий начинаешь думать, что ты хороший ездок. Ошибочка! Сколько опытных людей (байкеров) мы похоронили, святая им память. Совет – никогда не расслабляйтесь, НИКОГДА!

Естественно, обязательно нужно иметь водительские права категории А, знать правила дорожного движения. И несколько советов, которые можно считать правилами:

Правило №1. На мотоцикле нельзя ездить без включенного света фар ни днем, ни ночью. Не будем нарушать это правило, так как оно может спасти наши жизни.

Правило №2. Мотоцикл должен быть исправен, особенно тормоза. Резина не должна быть лысой, на тормозных шлангах не должно быть вздутий и трещин, звуковые и стоп-сигналы должны обязательно работать, а в зеркала должно быть видно всё, а не кое-что.

Правило №3. Вы должны знать, на что готов ваш байк: я имею в виду не скорость, а способность эффективно затормозить. От этого теста будет зависеть ваш стиль езды. Потренируйтесь: у каждого байка своя развесовка, своя динамика. Поработайте передним и задним тормозом – вы сразу поймете, какой стиль езды у вас будет в этом сезоне.

Помните – экстренное торможение чаще всего происходит в неблагоприятных местах ( мокрый асфальт, “зебра”, битумные закладки, рельсы, чугунные плиты вокруг трамвайных путей ) – на них тормоз отпускайте – иначе завалитесь! Лучше затормозить после, проехав опасный участок.

Отдельно про тормоза и колодки. Колодки должны быть – это понятно! Посему – за их состоянием нужно следить. После замены тормоза “ватные”, потому что колодки ещё не притерлись, некоторое время их нужно притирать. Поездите спокойно пару дней, и они притрутся. Очень резко не тормозите, тормозные диски накаливаются добела, из композиционного материала при нагреве выделяется газ, который уменьшает эффективность торможения – помните об этом.

Правило №4. Не пытайтесь проскочить между фурами на высокой скорости, вас могут не заметить. Последствия – печальны. Если вы хотите проехать между двумя легковыми автомобилями, движущимися в одном направлении, то безопасней всего это сделать, когда они оба едут параллельно друг другу.

Правило №5. Если скорость скопившихся машин 20 км/ч, ваша должна быть не больше 30-40 км/ч. Если пробка стоит намертво, и вы протискиваетесь между рядов, ваша скорость – 10-20 км/ч. К какую-то секунду кто-то может открыть дверь и что-то выкинуть… На скорости 10-20 км/ч вы успеете совершить маневр, при 100 км/ч такого шанса не будет.

Езда в группе. Если вы прорываетесь через город не организованной колонной, а просто компанией в несколько мотоциклов, вас, конечно, подхлестывает внутренний голос: “я ни за что не отстану и буду ехать во что бы то ни стало: чтобы остальные не посчитали, что я не умею ездить”.

Совет: лучше отстаньте, вас подождут. Это лучше, чем рвануть в “окно” между машинами за товарищами (“окно” перед носом “закроется” и тогда уже думать не надо, надо “скорую” вызывать).

Подставы на дорогах. Не поверите – с мотоциклистами тоже такое проделывают: догоняют на светофоре и говорят: “ты нас поцарапал, где-то за перекресток отсюда”. Не тратьте времени на разговоры: сразу звоните: 02,03, вызывайте друзей, страховщиков… Во-первых, в мотоцикле мало выступающих частей, которыми можно поцарапать автомобиль на перекрестке, ничего при этом не заметив, а если это произошло на скорости, то трудно не упасть.

Пешеходы – это и юридически, и морально очень сложные ДТП. За день до первого снега я эвакуировал один байк с Софийской улицы. Бабушка переходила дорогу вне зоны пешеходного перехода, в любимой бабушками черной одежде. Бабушки больше нет, байк в плачевном состоянии, на вид – как будто встретился с “КАМазом”.

Совет: если остановился автобус, то спереди под автобусом (“мёртвая” для нашего просмотра зона) есть просвети там видны ноги пешеходов. Ещё при удачном солнце пешеходы отбрасывают тень, которую хорошо видно.

Ну вот, в принципе, и все советы на данный номер. Удачи на дорогах!

(c) Алексеич (МОТО-М) данная статья была напечатана в мотожурнале “Мотомания

{lang: 'ru'}
Расскажите другим:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Blogger
  • LinkedIn

Добавить комментарий